Русский язык в медиапространстве XIX века

Фото: Time & Life Pictures/Getty Images /Fotobank

Медиаперсоны

Аксаков

Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886) – общественный деятель, поэт, писатель, публицист, издатель, идеолог славянофильского движения.

Место И.С. Аксакова в медиапространстве XIX века определяется, прежде всего, его идеологической позицией, которая на протяжении его деятельности претерпевала определенные изменения. В 40-50-х гг. Аксаков является «наиболее заметной фигурой среди тех славянофилов <…>, которые, разделяя точку зрения о великом предназначении России, стремились выделить из учений А.С. Хомякова и К. Аксакова жизнеспособные идеи, отказываясь от утопических представлений» [Николаев 1989: 29].  Ориентация Аксакова на поиск более «реалистической», нежели «утопической» концепции славянофильства, была обусловлена не только общими особенностями русской культуры того времени (например, возникновением Натуральной школы в 40-е гг. и сложением эстетики реализма, пришедшего на смену романтизму), но и особенностями его собственного жизненного опыта. На 40-е гг. приходится значительная часть служебной карьеры Аксакова: он занимал должности члена комиссии по ревизии Астраханской губернии, служил в Калужской уголовной палате, был чиновников МВД, в частности, изучал группы старообрядцев. Служа чиновником, Аксаков по служебной необходимости посетил в это время большое количество различных областей Российской Империи, составил представление о быте различных религиозных и социальных групп людей.

Интерес Аксакова к «торговым и промышленным выгодам» впоследствии заставил его обратиться к изучению экономических отношений на Украине. Итогом данной работы стало написание «Исследований о торговле на украинских ярмарках» (СПб., 1858), «ученые и литературные достоинства» которых отметил Добролюбов [Николаев 1989: 29]. Данные особенности жизненного пути Аксакова позволяют заключить, что ему был чужд «идеализм» некоторых из его предшественников: многочисленные описания реальных фактов, с которыми Аксаков столкнулся в ходе службы, представленные в его статьях, характеризуют его как своего рода «эмпирика».

Служебная деятельность Аксакова была прервана арестом в 1849 г., поводом для которого послужило одно из его писем, в котором III отделением было обнаружено «возмущение арестом Ю.Ф. Самарина <…> и обличалась петербургская аристократия» [Николаев 1989: 29]. Вскоре Аксаков был освобождён и вернулся на службу в МВД в Ярославской губернии, которая продолжалась до отставки в 1851 г. в связи с его отказом прекратить заниматься литературной деятельностью.

В следующем 1852 г. под редакцией Аксакова вышел третий «Московский сборник», альманах славянофилов, «объединивший “старших” и “молодых”»  [Николаев 1989: 29] представителей данного направления. Также «Московский сборник» был выпущен в 1846 и 1847 гг., включив «программные статьи лидеров славянофильства А.С. Хомякова <…> и К.С. Аксакова» [Рус. Периодич. Печать: Справочник 1959: 315]. Предложение стать редактором сборника Иван Сергеевич получил от А.И. Кошелева, предполагавшего превратить сборник в периодическое издание. В 1853 г. к печати готовился новый выпуск «Московского сборника», включавший статью Аксакова «О замечательном ремесленном устройстве в некоторых селениях Ярославской губернии» («про “общину ремесленников” как существующее средство бесконфликтного достижения социальной справедливости» [Там же]). Данный выпуск был запрещён, не допущен к печати цензурой, а сам И.С. Аксаков был лишён права редактировать какие-либо издания. После запрета «Московского сборника» славянофилы создали журнал «Русская беседа», издаваемый с периодичностью 4 номера в год; до снятия запрета редактировать какие-либо издания негласным редактором «Русской беседы» в 1858-1859 гг. был И.С. Аксаков. Данный запрет был снят только в 1859 г.: вскоре И.С. Аксаков стал издавать собственную газету «Парус»(ссылка на источники), которая, начиная со второго номера, также была запрещена.

В 60-е гг. Аксаков становится одним из ведущих публицистов-славянофилов: «официально или фактически Иван Сергеевич редактировал газеты “День” (1861-1865), “Москва” (1867-1868) (предупреждалась 9 раз и 3 раза приостанавливалась, а затем была закрыта), “Москвич” (1867-1868) и “Русь” (ссылка на источник) (1880-1886). Определенный «эмпиризм», свойственный И.С. Аксакову в молодые годы, который поддерживался впечатлениями, полученными на службе, уступает место проповеди славянофильских идей. В этот период издания Аксакова подвергаются критике со стороны публицистов «Современника», придерживающихся демократического направления, за требование свободы слова одновременно с проповедью славянофильства, национальной избранности.

Несмотря на то, что с точки зрения, например, идеологов либерализма, позиция Аксакова выглядит непоследовательной (М.А. Антонович отмечает, что требование свободы слова «маскирует открытую проповедь религиозной и национальной избранности» [Цит. по: Николаев 1989: 31]), она определенным образом является целостной. Концепция органического развития И.С. Аксакова предполагает сдерживание государственного, «механического» регулирования и развитие тех форм общественно-политического устройства, которые формируются как низовые инициативы, подразумевает понимание права скорее с этической точки зрения, чем с юридической. С этой позиции свобода слова и мнений соответствует тому же принципу ненасилия, сдерживания механической, полицейской регуляции, поскольку каждый элемент общественного организма должен обладать свободой «органических отправлений». Данные черты позиции Аксакова объясняют, почему наряду с пропагандой идеи «народной избранности», он не становится апологетом государства, оказываясь «политическим оппозиционером», «критически разбирая правительственные распоряжения» [Там же] на страницах издаваемых им газет.  

В 70-х гг. панславистские идеи Аксакова, формировавшиеся в ответ на обострение политической ситуации на Балканах, шли вразрез с политической практикой России (в частности, И.С. Аксаков осудил раздел Болгарии, согласие России на управление Турцией её частью). В результате он был снят с поста председателя Московского славянского общества и выслан из Москвы.

В 80-е гг. (до своей смерти в 1886 г.) И.С. Аксаков издаёт газету «Русь». Позиция, которой придерживался Аксаков в 80-е годы, может быть охарактеризована следующим образом: «как публицист Аксаков остался верен панславистскому умонастроению; в освещении “русской жизни” оспаривал “суд присяжных” и некоторые “земские учреждения”, что сближало его в глазах демократов с «Московскими ведомостями» М.Н. Каткова [Там же]. Однако как публицист и издатель Аксаков сохранял независимость, вследствие чего в 1881 г. был запрещён сборник передовиц «Руси» «Взгляд назад».

И.С. Аксаков стоит особняком в медиапространстве XIX века, являясь оппонентом как прогосударственно настроенных публицистов своего времени, так и представителей либерального или революционно-демократического направлений. Можно предположить, что своего рода «одиночество» Аксакова в пространстве публицистики 60-80-х годов определяется эволюцией его взглядов в сторону большей «утопичности» (например, если рассматривать идеи панславизма), которую можно ошибочно принять за возвращение к романтическим истокам славянофильства, за особого рода «отставание» от прогрессивных идей. Однако  именно славянофилы, и в особенности Аксаков оказались связаны с русской культурой модерна, философией Серебряного века: «во второй половине 70-х – начале 80-х гг. XIX в. Соловьев, как известно, был весьма близок к славянофилам, в том числе и к Аксакову. Несмотря на острую полемику Аксакова и Соловьева по вопросу национального самоотречения, произошедшую впоследствии, нельзя отрицать наличие общих элементов в славянофильских идеях и русской философии последующего периода, которое указывает на роль данных идей (и И.С. Аксакова как одного из идеологов) не только в медиапространстве XIX в., но и в дальнейшем развитии русской культуры.

(О. Секиро)

Литература

  1. Аксаков И.С. Собрание сочинений в 7 т. М., 1886-1887. Т. 1-7.
  2. Атякшев М.В. Полемика И.С. Аксакова с В.С. Соловьевым в соотношении национального и общечеловеческого. // Вестник ПСТГУ. 1: Богословие. Философия. 2021. Вып. 5 (43). С. 49-56.
  3. Кошелев А.И. Записки, Берлин, 1884.
  4. Московский литературный и учёный сборник [1846, 1847, 1852] // Русская периодическая печать (1702—1894): Справочник. М., 1959. С. 315—316.
  5. Русские писатели. 1800–1917: Биографический словарь. / П.А. Николаев (гл.ред.) и др. Т. 1: А – Г. М., 1989.