Русский язык в медиапространстве XIX века

Фото: Time & Life Pictures/Getty Images /Fotobank

Медиаперсоны

Leikin2

Николай Александрович Лейкин (1841  – 1906)—русский писатель, журналист и издатель, общественный деятель, гласный Санкт-Петербургской городской думы, благотворитель.
        «Я — коренной петербуржец. В Петербурге родился я, в Петербурге родился мой отец, в Петербурге родился мой дед — отец отца. Прадед же был крестьянского происхождения. Он приехал из деревни, из Любимского уезда. Ярославской губернии, в половине ХѴШ столетия сначала в Ораниенбаум, а затем переселился в Петербург. Род наш — один из стариннейших купеческих», — писал Н. А. Лейкин о своем происхождении. Дед Николая слыл человеком образованным, поощрял артистизм в любых его проявлениях, мастер щегольнуть мудрёным словцом, ценил поэзию, знал множество песен и народных сказок. Подобные качества привились и в следующих поколениях лейкинского рода. Отец Николая — Александр Иванович — по памяти цитировал строки из «Евгения Онегина» и «Горя от ума»; Любовь Ивановна — жена его — бегло читала и превозносила сочинения Диккенса, её тётушка и крестная Николая — Варвара Сергеевна — пересказывала детям эпизоды из романов Купера и Вальтера Скотта. В традициях семьи бытовали вечерние посиделки — родственники и их знакомые из близлежащих домов собирались в гостиной. Так оживали воспоминания крёстной Николая о нашествии французов в І8І2 году, отца — о наводнении 1824 г. и об эпидемии холеры в 1831 г., когда он по ошибке был принят за поляка-отравителя и схвачен ломовыми извозчиками, и о том, как государь Николай Павлович на Сенной площади усмирял взбунтовавшийся народ площадными ругательствами… [Шиловских: 6].
      Н. А. Лейкин получил образование сначала в пансионате Беляевых, затем в Реформатском училище (Училище при реформатских церквах, наб. Мойки, 38, ныне 636 гимназия). Ко времени учебы относятся его первые литературные опыты: он сочинял небольшие пьесы на русском и немецком языках, которые разыгрывались на ученических спектаклях. Вместе со своим соучеником Михаилом Пыляевым занимался изучением Петербурга, его истории и жителей. После окончания училища служил приказчиком; затем в страховом обществе.
     Свою литературную деятельность Н. А. Лейкин начал в 1860 г. со стихотворения «Кольцо», которое было опубликовано в журнале «Русский мир», но более к поэзии не обращался: писал рассказы, очерки, публиковал их в разных журналах. В 1863 г. на страницах журнала «Библиотека для чтения» была напечатана серия очерков «Апраксинцы», а в 1864 г. в «Современнике» Н. А. Некрасова — «Биржевые артельщики». «Этими двумя крупными литературными работами Лейкин вполне завоевал себе положение в журналистике с определенным амплуа — изобличителя темных сторон жизни нашего столичного купечества» [Глинский: 620]. С 1863 г. Лейкин становится постоянным автором «Искры». Темы, характер и приёмы его юмора не отделимы от исканий «искровцев», жанры же, культивируемые журналом, вроде «сцен», «картин» и т.п. впоследствии натолкнут писателя на создание жанровой формы рассказа-сценки, которая сделает его имя едва ли не самым известным в России. [Шиловских: 10-11].
     Сотрудничество Н. А. Лейкина с «Петербургской газетой», продолжавшееся в течение 33 лет, неизменно поддерживало популярность издания. С 1880 г. он начал работу редактором сатирического журнала «Осколки», а с 1881 г., выкупив права на издание у Р. Р. Голике, стал его единоличным издателем и редактором. На страницах «Осколков» появляются имена Н. Лескова, Н. Успенского, В. Билибина, поэтов Л.Трефолева, Л. Пальмина. Хорошо известна та роль, которую сыграл Лейкин в становлении литературного таланта А. П. Чехова, который только в 1882—1887-х под различными псевдонимами опубликовал в журнале свыше 200 рассказов.
       Полюбив театр с молодых лет, Н. А. Лейкин сам принимал активное участие в спектаклях — преимущественно клубных и любительских, писал веселые комедии и водевили, из которых долго не сходили со сцены: «Привыкать надо», «Медаль», «Кум пожарный». Был членом совета Русского театрального общества.
    Несмотря на активную общественную деятельность (гласный Санкт-Петербургской городской думы (1889-1906); почетный мировой судья Санкт-Петербургского уезда; попечитель школ и приютов), Н. А. Лейкин оставил обширное литературное наследство: 36 романов и повестей, 11 пьес, свыше 10 тысяч рассказов, очерков и сценок. Наиболее известные произведения многократно переиздавались. Например, повесть «Наши за границей» до революции была издана 27 раз. Многие книги писателя были переведены на иностранные языки. В 1884 году Н. А. Лейкин был зачислен в потомственное почётное гражданство Санкт-Петербурга.
       Писатель скончался 6 (19) января 1906 г., похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
        О  Н.А.Лейкине.
       По внешнему виду несколько как будто угрюмый, хмурый и замкнутый в себя, Лейкин был, однако, на самом деле человеком мягкого, отзывчивого сердца; особенно любил он детей (собственных у него не было, а был только приемный сын) и, как попечитель детских приютов, поставил на ноги и пригрел не одно осиротевшее маленькое создание. Был он также человеком очень религиозным, горячо и искренно верующим сыном церкви. [Глинский: 624].
      Гласный думы в течение многих трехлетий, он работал до самой смерти в различных городских комиссиях: училищной (с 1894 г.), санитарной, в которой зачастую замещал председателя, больничной, благотворительной, был окружным санитарным попечителем Петербургской части, председателем благотворительного общества при Троицком соборе на Петербургской стороне, попечителем городского Петровского родильного приюта, членом совета дома призрения и ремесленного образования бедных детей и хозяйственного комитета ремесленного училища Цесаревича Николая, председателем типографского кружка. И все эти общественные должности он исполнял не номинально, но влагал в них всю свою отзывчивую к нуждам ближнего, любящую душу и зорко стоял на страже общественных интересов. С любовью занимался покойный Николай Александрович также садоводством, огородничеством и плодоводством, был членом общества, посвященного этой отрасли земледелия, и принимал деятельное участие в устройстве выставок цветов, плодов и овощей, в качестве и распорядителя и экспонента. Кроме того, он был археолог-любитель. [Глинский: 625].
      Многогранность натуры, неистощимая энергия, проявившиеся в общественных и личностных пристрастиях Н.А.Лейкина, также на редкость удивительны: гласный городской думы, уездный почетный мировой судья, попечитель школ и приютов, один из учредителей «Союза взаимопомощи русских писателей и ученых», председатель «Пушкинского кружка» (после А. И. Пальма), театральный актер (псевд. Водянов), наконец, редкий семьянин, усыновивший и воспитывающий подкинутого ему грудного ребенка. Все это в большой степени определило в литературных и общественных сферах некий «лейкинский феномен», основанный для одних на природной цепкости, расчетливости и практицизме выходца из мелкомещанской среды, для других — на искреннем желании быть полезным своему времени, своей эпохе. [Шиловских: 3].
     Лейкин был талант настоящий, талант бытовой, талант большой. .. Он знал купеческий и мещанский, петербургский обывательский быт и воспроизводил его для печати в совершенстве. [Амфитеатров: 237].
        Лейкин был виртуоз по неологизмам и характерным словечкам. [Амфитеатров: 239].
       А. Блок в письме Г. Чулкову назвал прошедшую эпоху «эпохой Александра III и писателя Лейкина» [Чулков 1930: 370].
        Лейкин есть своего рода знаменитость. Читателей и почитателей у него, конечно, гораздо больше, чем у Тургенева и у кого бы то ни было из наших звезд. [Северный вестник. 1885. 181.]
                                                                                                                (И. Дягилева)
                                                          Литература
       Амфитеатров А. В. Николай Александрович Лейкин // Контуры. СПб., 1906. С. 236-240.
    Андреева Ю. Ф. Н. А. Лейкин и А. П. Чехов в Ивановском. (библиографический очерк) https://otradnoe-lib.lenobl.muzkult.ru/media/2023/08/24/1283005375/Lejkin_i_Chexov_pdf.io.pdf
       Введенский А. И. Современные литературные деятели: Николай Александрович Лейкин // Исторический вестник.  1890. № 6. С. 634—643.
       Г[линский] Б. [Б.] Памяти Н. А. Лейкина. Некролог // Исторический вестник.  1906. № 2.  С. 614—629.
       Лейкин Н. А. Мои воспоминания // Исторический вестник.  1906.  № 1. С. 152—180; № 2.  С. 493—522; № 3.  С. 849—882; № 4.  С. 100—109.
        Чулков Г. Годы странствий. М., 1930.
        Шиловских И. С. Жанровое своеобразие прозы и драматургии Н. А. Лейкина. АКД. М., 1999